Как создать мобильное приложение: гайд – от идеи до первого релиза
Мобильные приложения использует каждый человек: для общения, поиска информации, заказа услуг с помощью всего нескольких касаний по экрану смартфона. Популярность мобильного рынка подтверждает и статистика. По данным statista, за первую половину 2023 года количество установленных приложений достигло 76,8 млрд, что на 3,13% больше показателя предыдущего года.
Мобильная разработка: инструменты, этапы, стоимость
В бизнесе мобильные приложения помогают и в решении внутренних задач компаний, и в создании новых каналов коммуникации с потребителями для роста продаж. В этой статье рассмотрим, как выбрать подходящий вам способ для создания мобильного решения, рассмотрим все этапы и возможные трудности.
Как сделать мобильное приложение: актуальные способы в текущих условиях
5 основных способов создания мобильных приложений:
- сборка на конструкторе
- кастомная разработка на нативных языках или с помощью кроссплатформенных решений
- PWA (Progressive Web App): адаптация существующего сайта под мобильное приложение
- телеграм-боты
- мини-аппы в социальных сетях
Идеального варианта не существует – каждый из этих способов имеет свои преимущества и ограничения.
PWA расширяет функциональность обычных веб-сайтов, позволяя им больше походить на нативные приложения. Они могут использовать функции смартфона (геолокацию, push-уведомления), работать в офлайн-режиме, сохранять данные локально, показывать иконку приложения в лаунчере (рабочий стол смартфона). Кроме того, такие приложения занимают мало памяти устройства, запускаются на всех платформах и для их релиза не надо проходить модерацию магазинов приложений. Но в то же время для PWA-приложений ограничен доступ к части функций устройства (контакты, календарь, Bluetooth), а производительность и отзывчивость интерфейса в таких решениях не могут сравниться с нативными.
Сейчас набирают большую популярность супераппы – многофункциональные приложения, которые объединяют в себе множество различных функций и сервисов. Такие лидеры IT-индустрии как Тинькофф, VK, Яндекс уже выпустили собственные решения. Причем VK дает возможность сторонним разработчикам выкладывать на их платформу собственные мини-приложения. Они могут помочь бизнесу привлечь новых клиентов – пользователей соцсети, а также получить прибыль, так как сервис предоставляет удобные способы монетизации. У данного варианта есть и минусы: аудитория ограничена пользователями соцсети, да и многие привычные пользователям функции, такие как геолокация, NFC, Touch ID, Face ID, невозможно реализовать через мини-аппы.
Подробнее о плюсах и минусах вышеперечисленных способов рассказывали тут. В этой же статье подробно рассмотрим два наиболее популярных способа: сборка на конструкторе и нативная разработка. Выделим сильные и слабые стороны каждого из них, а также расскажем, для каких ситуаций они подходят. Дальше – решать вам.
Сборка на конструкторе
Конструктор – специальный сервис, через который клиент самостоятельно может создать полноценное приложение из готовых элементов и шаблонов. Популярные решения предоставляют удобный редактор макетов и интуитивно-понятный интерфейс, доступный даже тем, кто не разбирается в программировании. Более того, в интернете есть статьи и курсы, которые рассказывают, как это сделать правильно и с минимальными затратами.
Такой способ подходит, когда:
- требуется создать прототип приложения
- необходимо протестировать гипотезу
- ресурсы и бюджет сильно ограничены, к примеру для малого бизнеса или ИП
- набора функций, заложенных в конструктор, достаточно для удовлетворения требований бизнеса
Выделяют два вида конструкторов: no-code и шаблонные. Оба варианта решают одну задачу, различия только – в простоте использования и гибкости в части редактирования. No-code конструкторы дают возможность изменять элементы и добавлять собственные скрипты, но требуют больше времени для проработки экранов и логики. Шаблонные сервисы предоставляют уже готовое решение, которое нужно настроить под ваши требования.
Рекомендуем пользоваться no-code сервисами, так как AppStore может не пропустить некоторые «коробочные» приложения, собранные через шаблонные конструкторы.
Среди наиболее популярных конструкторов можем отметить:
- BuildFire – шаблонный, но достаточно гибкий конструктор
- Kodika – no-code сервис, заточенный под разработку приложений для iOS
- Shoutem – шаблонный сервис, который делает упор на стильный дизайн приложения
Конструкторы позволяют создать приложение быстро и с минимальными навыками программирования, а некоторые и без таковых. Но стоит учесть особенности данного способа:
- Выбор функциональности и дизайна сильно ограничен стандартным набором
- Сложности в масштабируемости и поддержке
- Зависимость от сервиса конструктора
- Отсутствие возможности оптимизации, из-за чего производительность конечного приложения будет ограничена
Поэтому такие решения не подойдут:
- высокотехнологичным решениям
- финтех-продуктам
- большим проектам при планируемом масштабировании сервиса.
Кастомная разработка
Далеко не всегда «коробочные» решения, созданные через конструктор, могут в полной мере соответствовать нуждам бизнеса. В таком случае требуется кастомная разработка. Этот способ предполагает создание уникального приложения, которое отвечает всем требованиям заказчика и целевой аудитории.
Данный вариант подходит, когда:
- требуется индивидуальный дизайн и уникальная функциональность, чтобы учесть потребности вашей целевой аудитории
- необходима возможность масштабирования
- важны безопасность и полный контроль над проектом
Пример приложения Аскона для пользователей товаров для здорового сна
Для кастомной разработки важно учитывать особенности операционной системы, на которой будет работать приложение:
- Android – система с открытым исходным кодом, разрабатываемая Google
- iOS – закрытая система от компании Apple.
Каждая ОС имеет собственный набор инструментов разработки, а для написания кода используются разные языки программирования. Поэтому для двух платформ придется создавать отдельные версии приложения.
Если реализация версий приложения и для iOS, и для Android для вас затратна, можно выбрать кроссплатформенную разработку на Flutter, React Native или Kotlin Multiplatform, когда из одной кодовой базы можно получить решение сразу для двух платформ. Подробнее об этом – чуть ниже.
Для начинающих бизнесов и стартапов выгодным вариантом станет кроссплатформенная разработка, так как она обеспечит быстрый time-to-market и обойдется дешевле, чем реализация под конкретную операционную систему. Об одном из приложений для iOS и Android, которое наша команда сделала на Flutter, рассказывали в статье.
Разработка приложения с нуля стоит дороже и требует больше времени на запуск (от 4 месяцев до года), чем готовое решение, собранное на конструкторе. И здесь вам не обойтись без профессиональных мобильных разработчиков.
Сравнение способов создания приложений
Характеристика |
Конструктор |
Кастомная разработка |
Скорость разработки |
Высокая |
Более низкая, так как приложение разрабатывается с нуля |
Стоимость |
Зависит от выбранного сервиса, но есть и бесплатные варианты |
Зависит от многих факторов: объема и сложности функциональности, количества задействованных специалистов и уровня их квалификации |
Гибкость |
Ограниченный набор функций и дизайн |
Можно создать уникальное по функциональности решение – под требования бизнеса и конечных пользователей |
Зависимость от сторонних сервисов |
Сильная зависимость от сервиса конструктора |
Нет зависимости, готовый код полностью принадлежит бизнесу |
Разработка мобильного приложения, как и любого программного продукта, – длительный, итеративный процесс, который многократно проходит через определенный цикл этапов.
Шаг 1. Исследование и анализ целевой аудитории и рынка
Перед тем как начать реализацию приложения необходимо пройти период подготовки: провести детальный анализ рынка, определить целевую аудиторию, выявить потребности пользователей.
Советуем также изучить последние тренды развития мобильных приложений и найти на рынке существующие решения, чтобы выяснить их сильные и слабые стороны. Данный этап поможет понять успешность изначальной идеи и определить конкурентное преимущества. Discovery Phase поможет подобрать оптимальный способ реализации вашей бизнес-идеи или поможем усовершенствовать готовый продукт.
Шаг 2. Проработка идеи и концепции приложения, оценка и планирование
После исследования рынка необходимо конкретизировать концепцию и функциональность приложения. Главную роль на этом этапе играет команда аналитики: они проводят исследования, собирают фокус-группы и на основе полученных данных составляют наглядное представление о функциональности приложения – через пользовательские истории (User Story) и карту пути пользователя (Customer Journey Map).
User Story описывает каждое действие пользователя в приложении, направленное на выполнение определенной задачи, например, авторизации, поиск товара, оформление заказа и т.п. Это помогает четко определить выгоду, которую принесет та или иная фича.
Customer Journey Map предназначена для визуализации пользовательских историй, позволяет лучше понять потребности целевой аудитории и придумать новые идеи по улучшению приложения.
В конце этапа составляется и утверждается ТЗ (техническое задание) – документ, который описывает, что должно делать приложение и как выглядеть. Форма, структура и степень детализации ТЗ могут варьироваться в зависимости от сложности проекта и требований бизнеса: в некоторых случаях достаточно указать нефункциональные требования, прототип и API приложения, а в других понадобится до мельчайших подробностей описать каждую деталь проекта с оформлением по ГОСТ. Подробнее рассказывали тут.
Шаг 3. Проектирование пользовательского интерфейса и функциональности
Получив ТЗ, к работе приступает команда дизайнеров, которая задает стилистику и общее настроение приложения, создает UI-kit (набор повторно используемых элементов дизайна) и макеты экранов. Результат работы дизайнеров – дизайн-макеты будущего приложения.
Скрин из приложения для ТЯЖМАШ
Также в рамках этого этапа выявляются и исправляются проблемы последовательности переходов между экранами и проектируется API сервера в соответствии с методологией API First. Такой подход позволяет разрабатывать серверную и интерфейсную части приложения одновременно, что заметно сокращает время разработки, помогает быстрее получить обратную связь по API и скорректировать структуру на этапе проектирования программы.
Шаг 4. Разработка мобильного приложения
Далее утвержденные ТЗ и дизайн-макеты передаются разработчикам. С этого момента начинается создание кода рабочего приложения.
Для разработки потребуется две команды программистов:
- первая отвечает за интерфейсную часть, то есть за само мобильное приложение,
- вторая – за серверную часть, которая исполняет бизнес-логику, хранит и обрабатывает пользовательские данные.
Как мы упоминали выше, есть несколько способов реализации интерфейсной части:
1. Нативная разработка, когда под каждую операционную систему (iOS, Android) пишется отдельное приложение. Позволяет создать высокопроизводительные приложения с гибкой конфигурацией. При этом такой способ требует бóльших затрат по времени и бюджету, чем кроссплатформенная разработка.
Нативная разработка подойдет:
- тем, кто планирует создать приложение только под одну операционную систему: iOS, Android
- крупным бизнесам с огромной аудиторией пользователей
2. Кроссплатформенные фреймворки, которые позволяют создать одно решение, работающее сразу и на iOS, и на Android. Такой способ быстрее и дешевле нативной разработки. Причем готовое приложение будет иметь одинаковый внешний вид и функциональность на любой платформе.
Но такая унификация несет ряд проблем/неудобств:
- Для каждой ОС, как правило, разработаны специальные гайдлайны – рекомендации, которых стоит придерживаться для создания интерфейса в рамках конкретной системы. Это нужно для того, чтобы пользователь смог быстро сориентироваться в любом приложении, опираясь на уже известную ему механику взаимодействия. Перед публикацией в аппсторе приложение проверяется на соблюдение этих гайдлайнов, из-за чего могут возникнут сложности у кроссплатформенных решений с единым дизайном для всех платформ. На проработку дизайна и функциональности под требования гайдлайнов уйдет немало времени.
- Отсутствие возможности оптимизации под конкретную платформу. Это влияет на скорость работы программы. Если вы хотите создать высокопроизводительное приложение, советуем выбрать нативную разработку.
- Ограниченный доступ к некоторому набору функций ОС, например, воспроизведение видео. Их приходится реализовывать в нативном коде и затем встраивать в приложение.
- Служба безопасности компании может запретить использовать некоторые кроссплатформенные решения, например, React Native.
В нашей практике есть любопытный кейс, когда мы разрабатывали приложение для зарядки автомобилей с использованием популярного кроссплатформенного фреймворка Flutter. Подробнее о том, с какими сложностями мы столкнулись в процессе разработки и как с ними справились, можно прочитать здесь.
Шаг 5. Тестирование и отладка мобильного приложения
То, что приложение работает, еще не означает, что оно готово попасть в руки пользователей – перед этим нужно убедиться, что оно работает должным образом. Как правило, приложение проходит этап тестирования не только перед непосредственным релизом, но и после каждой добавленной фичи, а также после правок разработчиков по результатам предыдущей проверки. Поэтому тестирование не является последовательным шагом, и выполняется после любых изменений на предыдущем этапе.
В ходе тестирования QA-инженеры составляют всевозможные сценарии, которые может пройти конечный пользователь, чтобы выявить как можно больше проблем и ошибок. Помимо этого, чтобы убедиться, что приложение верно работает и отображается на любом устройстве, оно проходит проверку на смартфонах с различными прошивками, диагоналями экрана и версиями операционной системы.
Все найденные недочеты и сбои отправляются обратно команде разработчиков на исправление. Отладка приложения проходит подобную итерацию до тех пор, пока все необходимые тесты не будут успешно пройдены. Когда неисправности и замечания устранены, приложение готово к запуску. Как мы обеспечиваем качество, рассказываем здесь.
Шаг 6. Релиз и публикация мобильного приложения
Чтобы пользователи могли скачать ваше приложение, его необходимо опубликовать в одном или нескольких магазинах приложений. Приложения для Android выкладывают в Google Play, для iOS – в App Store, но существуют также альтернативные аппсторы. Чаще всего они создаются производителями смартфонов специально для своих устройств, например, Galaxy Store для Samsung, App Gallery для Huawei, GetApps для Xiaomi.
Сейчас многие китайские компании, такие как Huawei и Xiaomi, активно разрабатывают собственные ОС. В будущем эти платформы перестанут поддерживать Android-приложения. Поэтому вскоре этим ОС потребуются дополнительные разработчики для поддержки.
Может показаться, что для максимального охвата аудитории нужно выпустить приложение сразу на всех возможных площадках, но с этим могут возникнуть определенные сложности.
У каждого магазина – свои правила, политика и требования, нарушение которых может в лучшем случае привести к отклонению релиза приложения, а в худшем – к полной блокировке аккаунта. Для соблюдения правил всех площадок иногда требуется значительно переработать архитектуру приложения и потратить дополнительное время на поддержку изменений политики аппсторов.
Независимо от выбранной площадки, советуем тщательно подготовить материалы для продвижения приложения: составить описание, сделать скриншоты ключевых функций, добавить небольшой ролик-демонстрацию работы приложения. Для более эффективной раскрутки можно показывать рекламу в соцсетях и внутри магазинов или попытаться улучшить позиции в поиске при помощи App Store Optimizations.
Шаг 7. Поддержка и развитие мобильного приложения
В большинстве случаев релиз приложения не означает завершение проекта, а скорее даже наоборот, – знаменует начало длительного процесса поддержки и совершенствования приложения.
На этом этапе устраняются ошибки, с которыми столкнулись пользователи, вносятся различные правки, а также определяются идеи и фичи для доработки. Так процесс разработки начинает новую итерацию.
Пример из приложения для HeadHunter
Как подготовиться к разработке мобильного приложения
Разработка мобильного приложения – комплексный и сложный процесс, поэтому одна только блестящая идея не дает гарантии на успех. При подготовке:
- Определите, в чем состоит уникальность вашего решения по сравнению с другими, и какую потребность пользователей оно закроет.
- Тщательно продумайте дизайн: интерфейс должен быть простым и удобным в использовании, а действие элементов экрана – интуитивно понятным каждому.
- Не экономьте на оптимизации приложения и тестировании: ведь чем стабильнее и быстрее оно работает, тем выше вероятность удержать пользователя и повысить его лояльность к продукту.
Важно помнить и о трудностях, с которыми можно столкнуться на пути к релизу, и заранее продумать эти вопросы.
Во-первых, изначальный выбор платформы и способа разработки значительно влияет на стоимость и скорость реализации, а также состав команды разработчиков. Помимо этого, смена решения в процессе разработки может вам дорого обойтись, поэтому желательно как можно раньше определиться с подходящим вариантом реализации.
Во-вторых, существует большое разнообразие различных конфигураций мобильных устройств, отличающихся диаметром экрана, процессором, версией ОС. Также производители смартфонов на Android часто используют собственные оболочки системы с уникальными функциями и поведением, которые могут повлиять на функционирование приложения. Поэтому разработчикам и QA-инженерам нужно потратить достаточно времени и усилий, чтобы обеспечить верную работу приложения на любом устройстве.
В-третьих, чтобы пользователи смогли установить ваше приложение, необходимо пройти через модерацию аппстора. Для этого потребуется изучить правила и особенности каждой площадки, где будет опубликовано приложение.
Не хотите заморачиваться? Тогда пишите нам – можете просто нажать на кнопку.
Резюме
Разработка мобильного приложения – непростой и многогранный процесс с множеством особенностей и тонкостей, которым необходимо уделить особое внимание на каждом этапе реализации: от идеи до публикации в магазине и маркетинга.
Однако, с отличной идеей, основательным анализом рынка, грамотным планированием и опытной командой можно создать такое приложение, которое улучшит показатели вашего бизнеса и выделит его на фоне конкурентов. Главное – не забывать, что на релизе процесс разработки не заканчивается. Для того чтобы пользователи не забросили приложение, его необходимо постоянно поддерживать и улучшать, учитывая тенденции и потребности рынка.